Реставрация рулевых тяг


Лучшие новости сайта

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Инвалидная мотоколяска СЗА.

Инвалидная мотоколяска СЗА
Автор Данилов Михаил.
21.10.2009
СЗА
Все мы хорошо помним знаменитый фильм "Операция Ы" и маленький автомобильчик, на котором передвигались его герои. Автомобиль чрезвычайно симпатичный. Вспомним послевоенные годы. В разорённой войной Европе получила развитие идея создания микроавтомобилей, маленьких, двухместных, с двигателями объёмом несколько сот куб. см. Взять хотя бы "Изетту". Были попытки создать такие автомобили и в СССР. Существовала даже формула 5х5. Это означало: число мест – 5, масса – пятьсот кг, расход топлива на загородной дороге – 5 литров на сто км, рабочий объём двигателя – пять десятых литра, пробег на одной заправке бака – пятьсот км. Было построено немало опытных образцов (например, "Белка"), но в серийное производство они не пошли. Тем не менее, микроавтомобили в СССР всё-таки выпускались. Вот тот самый, из "Операции Ы". Назывались они мотоколясками и были предназначены для инвалидов, в продажу не поступали.
Первые серпуховские мотоколяски появились в 1952 году. Они были трёхколёсными, имели 9-дюймовые колёса и двигатель рабочим объёмом 125 куб. см. Скорость не превышала 30 км/ч. Надо сказать, трёхколесные коляски были неустойчивыми, особенно в поворотах, поэтому в 1958 году их стали делать четырёхколёсными. Назывались они С3А, а после небольшой модернизации 1962 года – С3А-М. Именно на этом автомобиле передвигался Бывалый со своими друзьями ("Где этот чёртов инвалид?"). Кстати, его до сих пор называют "Моргуновкой". Автомобиль, надо сказать, действительно очень симпатичный. Крылья, колёса с колпаками, установленные на кронштейнах фары придают ему причудливо-затейливый вид. Появившийся в 1970 году, в результате модернизации, новый цельнометаллический кузов по части привлекательности явно проигрывал предшественнику.
Что же представлял cобой этот удивительный автомобиль?
Между прочим, широко распространённый ныне реечный рулевой механизм впервые появился не на ВАЗ-2108, а именно на нём (точнее, на его предшественнике). Да и торсионная подвеска тоже. А вообще, это был заднемоторный автомобиль с двухтактным мотоциклетным двигателем объёмом 346 куб.см воздушного охлаждения (двигатель мотоцикла ИЖ), двухместный, с открытым кузовом и независимой подвеской всех колёс. Надо сказать, что при кажущейся простоте себестоимость автомобиля была достаточно высокой, правда, он не продавался, а распределялся через органы соцобеспечения, при этом через определённое число лет заменялся на новый (срок не помню точно, инвалидные "Запорожцы" заменяли, кажется, через семь лет). Старый автомобиль надлежало сдать. При этом владельцы, естественно, старались снять с него всё что можно, сдавали практически голый кузов.
Поговорим немного о конструкции. Начнём с двигателя. Одноцилиндровые двигатели рабочим объёмом 350 куб. см появились на ижевских мотоциклах после войны и, пережив ряд модернизаций, дожили до последних моделей "ИЖ-Планеты" (на "ИЖ-Юпитерах" стояли более мощные двухцилиндровые двигатели. Я даже сказал как-то соседу: "Вот бы двигатель "ИЖ-Юпитер" поставить на Ваш автомобиль!"). Естественно, на мотоколяске он был оснащён вентилятором принудительного охлаждения двигателя, который забирал немалую часть мощности двигателя (у С3А-М мощность двигателя составляла 10 л.с.) Двигатель был оборудован стартером и генератором автомобильного типа. Была также предусмотрена возможность пуска двигателя вручную. Все проблемы с двигателями – чисто мотоциклетные, мотоциклисты их хорошо знают. Топливом служила смесь бензина с маслом в пропорции 1:20. Её приготовляли просто – на 10 литров бензина добавляли пол-литра масла. У двигателя былo два глушителя, трубы смотрели вниз, под углом, и имели малый диаметр. В детстве мы даже пробовали затыкать их морковкой.
Трансмиссия мотоколяски, помимо мотоциклетных сцепления и четырёхступенчатой коробки передач, включала в себя оригинальную главную передачу с цилиндрическими шестернями и дифференциалом. Привод к ней – цепью, как на мотоцикле. Главная передача имела реверс для движения задним ходом. Соответственно, назад, как и вперёд, было четыре передачи. Причём передаточные числа при этом умножались на 1.84. Так что назад можно было трогаться и на второй передаче (на первой, конечно, удобнее). Интересна была конструкция полуосей. В качестве шарниров использовали упругие резиновые муфты.
Подвеска колёс. Как уже говорилось, она была торсионной, независимой. Задняя – на продольных рычагах. Передняя похожа на подвеску "Запорожца". На ранних выпусках мотоколясок устанавливали фрикционные амортизаторы. В 1962 году их заменили телескопическими.
Реечный рулевой механизм был достаточно прост и надёжен. Наконечники рулевых тяг по конструкции аналогичны наконечникам "Москвича-407".
Тормоза. Барабанные, причём на С3А-М они имели механический привод. На С3Д привод стал гидравлическим.
Колёса имели разборные диски. Разборная конструкция позволяла быстро демонтировать и монтировать шины. Сами шины были низкого давления, размером 5,00х10 дюймов.
На электрооборудовании мне бы хотелось остановиться особо. Оно было 6-вольтовым, причём аккумулятор, генератор и стартер были точно такими же, как на моём любимом "Москвиче-401". Поскольку двигатель был двухтактным, воздушного охлаждения, то не было ни указателя его температуры, ни тем более указателя давления масла в системе (таковая попросту отсутствовала). На С3Д появилось болеe современное 12-вольтовое электрооборудование, но с генератором постоянного тока.
Открытый кузов автомобиля был простым и достаточно лёгким. И, как я уже говорил, очень симпатичным. Двери открывались против хода. Спереди был небольшой багажник. О комфорте тогда речь не шла, не было даже отопителя. К тому же мотоциклетный двигатель был очень шумным.
Микроавтомобиль мог развивать скорость свыше 60 км/ч, правда, не отличался устойчивостью из-за заднего расположения двигателя и лёгкого передка. Да и экономичным его назвать было нельзя, расход топлива составлял в среднем 7-8 л/100км. Современный легковой автомобиль малого класса при таких скоростях израсходует меньше. Однако бензин А-72 стоил в те годы 7 коп. за литр...
В результате глубокой модернизации 1970 года мотоколяска получила новый цельнометаллический кузов с отопителем и омывателем ветрового стекла. Но всё-таки он утратил присущую прежней модели гармонию, изюминку, что ли... К тому же автомобиль сильно потяжелел, максимальная скорость снизилась до 55 км/ч.
А в памяти людей моего поколения первый советскйи микроавтомобиль так и останется в образе С3А-М. Хорошо помню звук его двигателя. Он был специфическим, отличался от мотоциклетного. Его невозможно спутать ни с чем. Каждый раз, когда смотрю "Операцию Ы" и слышу этот звук, у меня сжимается сердце... Я ведь вырос рядом с этим маленьким чудом, которое приходилось младшим братом моему другу детства, моей первой автомобильной любви, "Москвичу-401"...

 
Магазин для коллекционеров и простых любителей старины...Здесь Вы найдете много интересного:Игрушки СССР, солдатики, куклы, елочные украшения, значки, сувениры СССР,Олимпиада-80,грампластинки, диафильмы, фототехника, радиотехника, открытки, фотографии, календарики, вкладыши, монеты, марки, книги и многое др...

IMAGE1$

 

Источник:

Категория: | Добавил: (04.02.2012) Просмотров: 7667 | Комментарии: 1 | Теги: | Рейтинг: 5.0/1
Источник: http://www.retro-brend.ru/publ/invalidnaja_motokoljaska_sza/1-1-0-86



Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг

Реставрация рулевых тяг