Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Казаки шапку не ломают

 Казак волгоградской станицы Покровская Сергей Григорьев личным примером опроверг хрестоматийный афоризм о том, что  «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Ведь ему более подходит иное изречение - «для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

Вахмистр Григорьев – личность известная далеко за пределами Волгоградской области. В первую очередь как мастер исконно казачьих ремесел, продолжатель традиций предков. Про таких как он в народе говорят: «Золотые руки». Да и сам Сергей признается: «Я такой человек - за что ни возьмусь, все у меня получается». И тут же, немного подумав, улыбаясь уточняет: «В красноречии, правда, не силён. Говорю как проще». Однако это не помешало ему стать героем многочисленных газетных, журнальных публикаций, телевизионных сюжетов.  Столь повышенное внимание со стороны СМИ объясняется его необычным по нынешнем временам умением  шить казачьи головные уборы: папахи, кубанки, питерки.

Лучше голову потерять, чем папаху

К головному убору отношение в казачестве всегда было особое. "Казаки шапку не ломают" – гласит древний обычай. Считается, что потерять папаху казак мог только с головой. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы, зашивали иконки и охранительные молитвы. На кругу казаки голосовали шапками. Если казак погибал, его папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу. Шапку кидали во двор невесте, сшить предупреждая о скором сватовстве. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая головные уборы в волны. Снималась папаха лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте.

Поэтому мастера пошива головного убора всегда были почитаемы в хуторах и станицах. За давностью лет гонений и забвения, наработанные не одним поколением, секреты ремесла подрастерялись, да и потомственных умельцев не осталось. Потребность в этом искусстве стала возрастать вместе с возрождением казачества.

Однажды уроженец хутора Отрожки Михайловского района Сергей Григорьев решил справить себе казачью форму. Купил кубанку, да скоро понял, что шапка сшита абы как. Сам решил изменить ее кривоватость. Благо навыки в пошивочном ремесле имелись. Как-то друг приобщил Сергея к некогда прибыльному бизнесу по производству норковых шапок. Вспомнив те навыки, Григорьев переделал кубанку под себя. Получилось удобно и красиво. С этого все и началось. С тех пор из под иголки с ниткой Сергея вышла не одна сотня справных головных уборов.  И каждый из них неповторим, непохож на предыдущий и последующий. Его шапки действительно особенные: мех лежит завиток к завитку, швов и вовсе не видно, узор глаз радует.

« Моей папахой можно в футбол играть. Отряхнул, поправил - и она будет опять такая же, - хвалится Григорьев. - Стремлюсь придерживаться традиций. Чтобы кубанка и папаха с выворотом были. Когда папаха правильно сшита, ее выворачиваешь наизнанку и получается мера овса для коня. Также необходим подклад, куда можно положить молитву, письмо. Верх шапки всегда по-особому вышиваю: крест, лазоревый цветок. Узоры стараюсь не повторять.  Один виток - но лишний сделаю или в другую сторону. Верх всегда должен быть нарядным. Руками узор наметаю, а потом на машинке выстрачиваю».

Узоры творчества

- Где черпаются традиции пошивочного мастерства?

-  Учителей-наставников у меня не было. Науку эту постигал самостоятельно.  Что-то дед – потомственный казак рассказывал, что-то из общения с другими казаками почерпнул. Многие приносят старые папахи, я их внимательно изучаю: смотрю как они пошиты, пытаюсь разобраться что, зачем и почему. Ведь раньше каждый шил шапку не только под себя, но и для определенных целей. Кто-то для службы, кто-то для охоты или повседневной носки. К примеру, у дубовских казаков  верх шапок был только кожаным. Они одевали сырую кожу и ходили в ней пока она не затвердеет. В некоторых северных регионах папахи шьют исключительно из волка. У нас ходовой материал – овчина и каракуль. У казаков-донцов верх головных убор имеет красный цвет, у астраханцев - желтый, у терских - синий. У каждого времени была своя мода на шапки. В 15-16 веках носили лохматые папахи, закругленные без верха. После победы в турецкой войне стали шить шапки похожие на турецкие головные уборы. Как бы говоря: ходим с головой поверженного неприятеля. Сейчас стала возрождаться мода на казачью форму. Немало парней в Волгограде зимой носят папаху, а осенью и весной  кубанку или питерку.

- Откуда пошло такое неказачье название как питерка?

- Казаки, возвращаясь с войны, останавливались в Петербурге, откуда и отправлялись по домам. Там же они меняли военные папахи на более легкие, домашние, повседневные шапки, которые и получили название «питерка». Высотой она всего 9-10 см. Кубанка начинается от 14-15 см. А 16-17 см - это либо папаха, либо черкесска.

- Это сколько же терпения, времени надо, чтобы сшить хотя бы одну папаху? Наверное, немало материала было испорчено на пути к серийному производству?

- Ничего не было испорчено. Единственное - когда начинал шить, то иногда ошибался в размерах. Но это не брак. Записывал весь опыт в блокнот, самостоятельно делал лекала. Сейчас уже руку набил, да и жена помогает. Она делает заготовки, я только собираю шапки. От получения заказа до его исполнения у нас уходят сутки.

- А где, если не секрет, материал берете?

- У казаков, которые овец держат, шкурки покупаю или в волгоградском  выделочном цеху. Сукно тоже использую настоящее: шинельное, ватин. В магазине оно очень дорогое.  Иду на птичий рынок Краснооктябрьского района Волгограда, покупаю старые шинели, спецуху, которую сталеварам выдают. Получается и дешевле, и качественнее материал.

- Недостатка в заказах нет?

- Вначале пытался реализовывать через магазин. Но товар залеживался. Стал заниматься этим самостоятельно. Раздавал визитки на кругах, в интернете вывесил свои изделия. Появились заказы. Шапки стали уходить влёт. Заказы разные бывают. Кому-то надо чтобы кубанка была как балалайка, кому-то прямая, кому-то высокая. В сезон от 15 до 30 шапок в месяц шью. Некоторые партиями заказывают. Бывает если срочно надо, то и день-ночь напролет шью. В заказе для меня нет ничего неисполнимого.

Иные грани

Однако этим способности Сергея Григорьева не ограничиваются. Настоящий талант, как известно, многогранен. Не менее чем в пошивочном ремесле Сергей преуспел в плетении нагаек. «Плетением баловался еще в детстве, - признается он. - Кнуты на хуторе плели.  Ничего особенного в этом нет. Кольцо заплел, шлепок сделал, ручку вырезал, посадил ее на кожу.  Вот нагайка и готова. Есть в этом, конечно, и собственные наработки. Я  вырезаю ручки не на станке, а  руками. Делаю их в виде косули, копытца лошади, эфеса шашки. Кольцо тоже изготовливаю самостоятельно. И не из нержавейки, а более прочного металла. По завершении работы проверяю изделие на прочность. Перекидываю нагайку через ветку дерева и висну».

Также Григорьев освоил пошив казачьей бекеши (полушубка), чекменя (кафтана), зимней  скуфьи (повседневного головного убора православных священников). А еще он играет в  ансамбле «Дончак», руководят которым Наталья и Юрий Щербаковы. «Это у меня потомственное, - говорит Сергей. – Мой дед до 90 лет играл на баяне в ансамбле. Теперь получается, что я продолжаю его дело. «Дончак» занимается возрождением старинных песен верхового Дона. Мы хотим показать как их поют: протяжка, переголосье, танец верхний, нижний».

При этом основная профессия Григорьева – строитель-отделочник. И в этом деле он немало преуспел. Сейчас занимается отделочными работами в российских консульствах и посольствах за границей. Недавно вернулся из Барселоны, готовится к поездке в Вену. « Моя главная деятельность – строительная, - сказал Григорьев. -  Когда возникает перерыв в работе, то папахи и нагайки - хорошее подспорье для семейного бюджета. Хотя без дела скучать не приходится. Сейчас возник перерыв между зарубежными командировками, а заказов, тем не менее, хватает. Даже довести до ума собственную дачу времени нет. Жена ругается».

- Признайся, обучиться ремеслу может каждый или это удел избранных?

- Конечно каждый. Если есть цель, то стремиться к ней надо самому. Старайся все постигать сам. Если очень захочется, то научишься. Если только для интереса, то можешь не научиться.  Ко мне много ребят набивались в подмастерья. Я всем отказывал. Никого не буду учить. Возьмите папаху, разберите ее, посмотрите как она сшита. Изучите материал, сделайте замеры и сшейте сами. Каждый сам должен пройти самостоятельно выбранную дорогу. К тому же у меня есть наследник – сын Михайло. Ему и буду передавать свое умение, его и буду учить. Пока он, как и большинство школьников, больше увлечен компьютерами. Но уже просит показать, как плести нагайку. Со временем появится настоящий интерес. А я ему в этом помогу. 

Метки: казачество

Русская планета узнала, как изготовляют папахи казачий Как сделать колонки в домашних Как сшить казачью кубанку Как сшить кубанку - Самое интересное в блогах - LiveInternet
Как сшить казачью кубанку Возрождение традиций - Казачий кругъ
Как сшить казачью кубанку Как сшить казачью папаху выкройка
Как сшить казачью кубанку Как сшить кубанку - Ok
Как сшить казачью кубанку Бабочки на Стене: Фото 70 Идей и Декор Своими Руками 2017
Более 25 уникальных идей на тему «Вязаный кошелек» вВязание для женщинДоска объявлений в Пензе частные бесплатныеИгрушка из носка своими руками: мастер-классКак сшить простое летнее платье своими рукамиКостюм бабочка метелик осень листик принцесса звездочка снежинкаМассажный коврик для детей в Беларуси. Сравнить цены, купить


Источник: http://takefive.spb.ru/kak-sshit-kazachyu-kubanku/


Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку

Как сшить казачью шапку кубанку